Источник:
Барнаул. – 2006.– № 1. С. 142–144.
Морозов Н.
ПОИСКИ ОТВЕТОВ
Отзыв о книге Татьяны Гаврилиной «Лирика»
Home

 

Свой отзыв о новой книге Татьяны Гаврилиной «Лирика» (Барнаул, 2005 год) я ни в коем случае не помышлял построить на советах «как делать стихи».

Взгляните на сохранившиеся черновые варианты стихотворений классиков, и вы увидите, какую напряженную и сосредоточенную работу приходится совершать поэту за рабочим столом, когда «изводишь единого слова ради тысячи тонн словесной руды» (В. Маяковский).

Благодаря неограниченным коммуникационным возможностям русского языка классики добивались предельной точности фразы. Они требовательно проверяли слова в строке, решительно перемещали, сдвигали, создавали новые формы слов, наконец, доверяли им, добиваясь точного оформления мысли, неподдельного выражения чувств и яркого образа.

Татьяна Гаврилина превосходно владеет стихотворной формой, избегает словесных штампов. Благодаря ассоциативному восприятию действительности она уверенно использует разнообразные изобразительные средства. Особенно часто Татьяна Гаврилина прибегает к метафоре.

 

Листвы зеленой выцвело сукно,

Но, обновляя старенькое платье,

Наносит осень золотою гладью

Заплаты на потертое рядно.

(«Осень»)

 

«Хрусталь небес,

согретый солнцем бледным,

Чуть запотел, живой утратив блеск.

И утомленный летним зноем лес

Издалека блеснул кольчугой медной».

(«Нечаянное тепло»)

 

«На холсте оконного стекла,

Затемненном полусветом мглистым,

Кисточку макая в снег искристый,

Рисовал мороз пейзаж села».

(«Зимний пейзаж»)

 

Метафора помогает Татьяне Гаврилиной избегать прямолинейного, докучливого способа изображения явлений. Ей достаточно только намекнуть на сходство признаков одного предмета с яркими чертами другого, и перед читателем возникает точный и запоминающийся художественный образ. Этому также способствует тонкое чутье поэтессы в выборе эпитетов и сравнений, сопутствующих метафоре:

 

«Молчит баян весь вечер, как немой,

Меха тугие, словно губы, сжаты».

(«Баян»)

 

Судя по особенностям поэтического дара поэтессы, можно сказать, что ее художественное мастерство заслуживает читательского внимания.

В этой книге с многообещающим названием - «Лирика» - Татьяна Гаврилина искренне открывает свою мятущуюся душу, встревоженную различными перипетиями любви. Тема любви звучит почти в каждом ее произведении - в цикле стихотворений «И. X.», в маленьких поэмах, в пьесе «Княжна Меньшикова».

Автора пугает возможность потери любимого человека, внезапное пренебрежение его к верной подруге. Стоит только перевернуть страницу, и читатель встретит стихи, в которых женщина страдает от того, что любовь для нее становится безрадостной, а освободиться от нее она не решается:

 

«Ни нежности во мне нет, ни желания,

Ни искры от недавнего огня».

(Стр. 80)

 

Что-то ущербное происходит в ее душе, когда она даже не пытается ревновать, и любимый человек становится теперь для нее безразличным и может гулять и вольничать сколько угодно.

 

Дверь распахнута! Что стоишь?

Ступай, отпускаю.

(Стр. 100)

 

Всхлипнув, щеки утру

И, утихнув к утру,

По тебе отгорюю.

(Стр. 105)

 

Естественно, у читателя возникает вопрос: «Что же с этой женщиной происходит?» В стихотворении «Ты нужен мне» любвеобильная героиня, встретившись с равнодушным взглядом своего очередного избранника, ищет зажигательные слова, чтобы тронуть его душу. Она удивлена, что он просто отворачивается и уходит. Почему?

 

«Ответить, ответить! - кричу спине.

Шепчу вослед: «Ты нужен мне!»

 

Сколько страданий принесла героине эта самая любовь! Не легче ей даже тогда, когда она испытывает непреходящее томление от одиночества, хотя понимает, что физически она вполне здорова. Не зря в стихотворении «Диагноз» врач прописывает ей исцеляющую настойку укропа, а сам вослед пациентке, укоризненно покачав головой, на латыни заключает: «Это «мартовский синдром». Откровенным итоговым признанием поэтессы можно воспринимать слова:

 

Горький напиток дня

Выплесну в грязь дороги,

В том, что мирилась со многим,

Только моя вина.

 

Внимательно прочитав книгу Татьяны Гаврилиной «Лирика», можно и посожалеть, что она почему-то зациклилась на личных - интимных - проблемах, не перешагивает этого пространства.

Почему бы поэту (героине стихотворений) не пройти по городскому проспекту или по сельскому переулку и не присмотреться к людям? Они ведь тоже любят, по-своему страдают, ошибаются, верят и надеются, усмиряют свои страсти в повседневных делах.

Поэту дозволено без стука входить в мир других людей и рассказывать о самом важном в их жизни. Лирика - это не только эмоциональный рассказ о себе, не только брюзжание и вздохи об упущенных в любви шансах. Это крутой взлет души, парение над миром, отягощенным грузом социальных проблем, устремленность мыслей за видимые горизонты, поиски ответа на вопрос: откуда берут свое начало счастье, благополучие и благородство людей? От кого и от чего все это зависит? Лирик решительно вторгается в высшие сферы общественного сознания. Упущенное, увы, ускользнувшее от его взгляда уже никогда не станет достоянием потомков. Многое потеряет читатель, если о самом важном не напишут талантливые очевидцы, летописцы своего времени.

Такой постановки вопроса у Татьяны Гаврилиной, к сожалению, нет.