Источник:
Материалы переданы редакцией журнала «Алтай»
Гришко О.Ф.
СВОЙ ПУТЬ
О творчестве Л.М. Козловой
Home

После «Когда-нибудь...» еще на раз просмотрела ранние сборники Людмилы Козловой и опять убедилась, что всем ее книгам присуще общее свойство: ничего чужого, получужого и не совсем своего. А то, что свое - выверено сердцем и возведено в степень. Как это ей удается - разговор долгий и особый, но тот, кто умеет понимать поэзию, согласится со мной: да, это - факт неоспоримый.

Стихи Людмилы Козловой, на первый взгляд, это - разговор с собой: они полны раздумий, постоянного за-глядывания в собственную душу, осмысления собственного бытия:

 

Волшебный остров мой необитаем,

Он - белое пятно для всех живых.

Здесь плоскость Архимеда завитая

Пространство перемалывает в жмых...

 

Или:

 

Сама с собой поговорю

И успокоюсь, успокоюсь...

В зарю, в вечернюю зарю

Давно ушел мой скорый поезд.

Далекий звук уже извне -

Стучат колеса на подъеме.

И на перроне зябко мне,

И черной бездною - бездомье...

 

И вдруг, как всплеск, пустивший круги, что пошли множась, и уже касаясь нас, в ее строки вслушивающихся:

 

Отпущу

На волю - волю,

Долю горькую мою.

Отыграю,

Отглаголю,

Отсмеюсь и отпою.

Может быть,

Легко растаю,

Как снежинка

На лету.

Что навеки потеряю,

То навеки обрету.

 

Глубоко русская, российская печаль? Да. Но не вяло-безвольная - лишь бы поплакаться, а углубленная беспощадным, объективным отношением к себе, и - в итоге:

 

И все же -

Не поверю никому,

Что сердце было в чем-то виновато.

Зачем тогда,

Взрывая стоном тьму,

Стучится ветер

Странником крылатым?

Да вот оно - то место,

 

Вот оно -

 

Здесь плакала моя душа - виола.

Но вот взвилась и

Бросилась в окно,

И обернулась голубем веселым.

 

Объявиться такой строчкой «И обернуться голубем веселым» после всего, что выпало на долю ей - хрупкой и глубоко ранимой - большое мужество.

Дистанция между «я» поэта и «мы» - читатели с каждым новым стихотворением Людмилы Козловой сокращается все стремительней и стремительней. И вот уже исчезает вовсе, растревожив и разбередив, о чем-то напомнив, вернув в прошлое, приоткрыв будущее. Эта постоянная, не всегда ясная тревога, как и радость, передающаяся с помощью стихотворных строк, и есть волшебство поэзии, которую не приобретешь никаким кропотливым трудом за письменным столом, а которая давным-давно зовется Божьим даром и сходит на истинного творца неизвестно каким путем - но сверху. И Людмила Козлова, наделенная способностью наблюдать за всем, что происходит и рядом с ней, и - в мироздании, благодарно констатирует:

 

Там - в надзвездной вышине -

По дороге млечной

Что-то движется извне.

Что-то движется ко мне

Странное и вечное...

 

...     Когда-то, в первые годы девятнадцатого века, Константин Батюшков, требовавший от себя и других «возможного совершенства, чистоты выражения, стройности в слоге, гибкости, плавности», свое знаменитое эссе «Нечто о поэте и поэзии», заключал, однако, такими словами: «Первое правило сей науки должно быть: живи, как пишешь, и пиши, как живешь». Так вот, возвращаясь к мысли, с которой я затеяла коротенький обзор всего творчества Людмилы Козловой, хочу сказать: мало чьи стихи сегодня соответствовали бы требованию взыскательного пиита, но ее поэзия им была бы замечена, и отмечена, потому как именно так она живет: никого не поучая, никого не пытаясь сделать своим сторонником, а лишь сообщая и надеясь:

 

На ощупь я нашла свой узкий путь.

Иду по краю пропасти, и все же -

Они взлетят, взлетят когда-нибудь,

Мои стихи, рожденные без кожи.