Источник:
Материалы переданы автором
Тихонов В.Е.
ОН ВЕРИЛ В НАШУ ОБЩУЮ ЗВЕЗДУ
К 65-летию со дня рождения В.В. Высоцкого
Home

СТИХОТВОРЕНИЯ, ПОСВЯЩЕННЫЕ ПАМЯТИ В.В. ВЫСОЦКОГО:

Игорь ПАНТЮХОВ, ТВОЙ ПЕРЕВАЛ

Станислав ЯНЕНКО, «Слушая нынешних друзей…»

Владимир СОЛОУХИН, «Хоть в стенку башкою…»

Сергей КЛЮШНИКОВ, ПАМЯТИ ВЛАДИМИРА ВЫСОЦКОГО

 

25 января 2003 года Владимиру Семеновичу Высоцкому исполнилось бы 65 лет, а ровно через полгода исполнится 23 года со дня смерти.

В своей второй жизни - в памяти народа (а не просто поклонников) - он навсегда останется выдающимся 42-летним поэтом, певцом, актером театра и кино.

 

Наделенным талантливым триединством в России всегда было трудно жить. Таково было Василию Макаровичу Шукшину - талантливому писателю, кинорежиссеру и актеру: литераторы “больше ценили” его за работы в кинематографе, а люди мира кино “больше ценили” его как писателя...

Еще в начале 60-х годов Высоцкий и Шукшин не просто познакомились и общались, а поняли друг друга. Высота их духовного взаимопонимания особенно сильно проявилась в стихотворении Владимира Высоцкого “Памяти Василия Шукшина” (кстати, оно включено в книгу “Непросто говорить о Шукшине. Лирический венок поэтов России”, изданную в Алтайском книжном издательстве в 1989 и 1991 гг.): “...Смерть самых лучших намечает дергает по одному. /Такой наш брат ушел во тьму! /Не буйствует и не скучает...”.

Думаю, что Высоцкий совершенно точно знал, где родился Шукшин: село Сростки Бийского района Алтайского края. И потому для меня многие годы остается тайной: заезжал ли Высоцкий, когда ехал из Барнаула через Бийск в Горно-Алтайск, в Сростки,  к матери Шукшина? Ведь Чуйский тракт проходит буквально через Сростки, поэтому свернуть с тракта и подъехать к дому Марии Сергеевны можно было бы...

Дело в том, что Владимир Высоцкий побывал в нашем крае. Вот фрагмент интервью с кинорежиссером М. И. Туманишвили (публикация Б. Акимова и О. Терентьева “Владимир Высоцкий: эпизоды творческой судьбы” в журнале “Студенческий меридиан”. К сожалению, у меня хранится только вырванная страница (не было у нас в 70-80-е годы ксероксов, а год и номер я, увы, не отметил).

"<...> В то время - 1962-1963 годы - Володя был очень неприкаянным человеком. В основном слонялся без дела, занятый только в случайный съемках - что подвернется <...>.

Частенько мы встречались в театре киноактера, в штате которого я тогда числился. Ходили туда, как в клуб: наверху - бильярдная, внизу - буфет. Однажды, в ноябре 1963 года, когда Володя в очередной раз пришел меня навестить, а нам было о чем поплакаться друг другу, сидели мы в буфете. И подходит к столику какой-то человек, представляется: Виктор Войтенко - администратор Калмыцкой филармонии. И сразу спрашивает: чем мы заняты в этой жизни, какие, дескать, планы на будущее? Никаких новых планов у нас не было. И тогда он предложил поехать с его бригадой по Сибири, Алтаю и Казахстану с какими-то выступлениями, чтобы просто заработать деньги, что нам в тот момент было нелишним <...>.

Ночью мы сидели в номере, репетировали и жутко веселились, придумывали всякие сценки. Я играл поэта-заику, который оказался свидетелем того, как машина сбила женщину. Володя изображал следователя. Так и встретили Новый год. И уже с первого января мы выступали с этим отрывком. Кроме того, Володя читал что-то из поэзии, а я - прозу.

Таким образом отработали в Томске, Колпашеве, а затем поехали на Алтай, где наш маршрут пролегал через Бийск, Барнаул, Горно-Алтайск, Рубцовск, Белокуриху...

Не считая переездов, мы выступали практически каждый день. Пробыли на Алтае до конца января, и вот тут Володю начали подстегивать какие-то дела в столице. Он несколько раз звонил в Москву, что-то выяснял.

В начале февраля переехали в Казахстан <...>”.

Это одно подтверждение о действительном пребывании Владимира Высоцкого в Алтайском крае. Другое я нашел, побывав в краевой библиотеке имени В. Я. Шишкова, в подшивке газеты “Алтайская правда” за 24 января 1964 года. Процитирую текст этого небольшого сообщения на четвертой странице полностью: “В театре юного зрителя сегодня и завтра состоится концерт-встреча с артистами кино М. Туманишвили, В. Высоцким и артистами эстрады 3. Волгиной, Т. Терешко и другими. Начало - в 20 часов”.

Обратите внимание, уважаемый читатель, на то, что эти концерты-встречи состоялись накануне и непосредственно в день рождения Владимира Высоцкого. Интересно, как 39 лет назад он отметил его в Барнауле? А исполнилось ему тогда 26 лет.

Многие известные поэты побывали в нашем городе - Михаил Светлов, Николай Глазков, Николай Рубцов... У многих не получилось приехать в Барнаул, хотя были серьезные намерения, - Александр Блок, Борис Пастернак...

Да, Владимир Высоцкий побывал в Барнауле и житейски, и творчески. Потому не случайно в его стихотворениях-песнях упоминается наш город (автор помнил о нем, находясь в порыве творческого вдохновения). Из песни слова не выкинешь. Значит, слово “Барнаул” присутствует в песнях Высоцкого не только рифмы ради.  

 

Бывают Ту и Илы, Яки, Ан.

Я верил, что в Париже, в Барнауле

Мы сядем и не рухнем в океан...

(“Я верю в нашу общую звезду...”)

 

Воспоминанья только потревожь я,

Всегда одно: “На помощь! Караул!”

Вот бьют чеченов немцы из Поволжья,

А место битвы - город Барнаул...

(“Летела жизнь”.)

 

У матери бессонница,

Все сутки книзу клонится.

Спи! Вдруг чего обломится -

Небось не в Барнаул.

(“Из детства”.)

 

Песню “Москва - Одесса” знают все. Но немногим известно, что был у Высоцкого еще и вариант ее продолжения. Процитирую фрагмент:   

Вот радио опять заверещало,

А вслед раздались вопли: “Караул!”

Затеяли интригу летящие на Ригу -

Их самолет угнали в Барнаул.

Мой друг - он дока, старый оборонщик,

И весь гражданский флот - его семья.

Он высказал догадку, что угонщик -

Простой командировочный, как я.

Барнаул - это ведь не Бейрут,

Зря рижане поверили - врут,

Террористы туда не попрут,

Их там живо самих заберут...

 

Позволю себе обратить ваше внимание, уважаемый читатель, на еще одно “притяженье земли” Алтайского края (пусть и запоздало) по отношению к Владимиру Высоцкому: составителем и автором предисловия его первой книги (увы, посмертной!) был наш земляк - известный поэт Роберт Рождественский.

Вспомнив о “Нерве”, я вспомнил такие пушкинские строки:

Я был доступен утешенью,

За что на Бога мне роптать,

Когда хоть одному творенью

Я мог свободу даровать.

Высоцкий свободу своим творениям даровал, лишь исполняя их как песни - под гитару или с оркестром - на концертах, в кинофильмах и спектаклях, а также при записи нечасто выпускающихся грампластинок. Публикаций при жизни - в газетах, журналах  - не было. Зато в магнитофонных записях его творениям была дарована широчайшая свобода: если говорить о тиражах (хотя бы только на территории СССР), то очевидно, что такие объемы и не снились ни одному певцу планеты Земля (тут важно напомнить, что Высоцкий называл себя автором-исполнителем). А ведь после смерти выходила большая серия дисков-гигантов “На концертах Владимира Высоцкого”, затем пошли аудиоальбомы и компакт-диски (пиратские и просто самопальные записи-перезаписи вообще никакому учету не поддаются)...

Сейчас книги Владимира Высоцкого издаются, переиздаются одно-, двух-, трех-, четырехтомниками. И раскупаются, раскупаются, раскупаются... О нем написано в периодике, издано книг и альбомов больше, чем написал он сам. Причем и то, и другое выпускается и будет выпускаться не только в нашей стране, а во многих странах мира.

Ему посвящаются телефильмы, радиопередачи, выставки, концерты, спектакли... Все это посмертно. И звание лауреата Государственной премии СССР (за роль Глеба Жеглова в фильме “Место встречи изменить нельзя”) он получил тоже посмертно.

Можно, конечно, завершить эту небольшую статью о Высоцком его поэтической строкой или строфой. Не стану этого делать, потому что у каждого из нас свой Высоцкий. Вот я и предлагаю вам, дорогие друзья, самим вспомнить-послушать, вспомнить-посмотреть, вспомнить-почитать Высоцкого.

Он обречен и на посмертное триединство в памяти народа - в книгах, аудиозаписях, кинофильмах. Есть и третье (первое см. в начале статьи) триединство - в увековечивании его имени: на земле - памятники, на воде - морские корабли, в небесах - звезда. Названная астрономами, открывшими ее, в его честь, она светит и для нас. 

 

СТИХОТВОРЕНИЯ, ПОСВЯЩЕННЫЕ ПАМЯТИ В.В. ВЫСОЦКОГО

 

Игорь ПАНТЮХОВ 

ТВОЙ ПЕРЕВАЛ

«На высокогорье Сунтар-Хаята открыт труднодоступный перевал, названный именем Владимира Высоцкого».

(Из газет.)

Занесет меня туда едва ли.

Хоть к чему гадать и предрешать?

Ты стоишь один на перевале,

Где ни петь, ни думать, ни дышать,

Даже не согреться сигаретой,

Положив гитару меж камней.

Неотпевший, но молвой отпетый,

Я не знаю даже, что больней?

Горы, отстонав, своими станут,

Облака, отвьюжив, отлетят...

Там тебя, конечно, не достанут,

Не затравят и не запретят,

Не сожрут паскудски и по-скотски,

Слава Богу, времена не те,

Слава Богу, наконец Высоцкий

Встал на недоступной высоте,

Где одни метели завывали,

Где до звезд вершины достают.

На Сунтар-Хаятском перевале

Твои песни ветры допоют...

 

Владимир СОЛОУХИН

* * *

Памяти Владимира Высоцкого

Хоть в стенку башкою,

Хоть кричи - не кричи.

Я услышал такое

В июльской ночи,

Что в больничном загоне,

Не допев лучший стих,

После долгих агоний

Высоцкий затих.

Смолкли лучшие трели,

Хоть кричи - не кричи,

Что же вы просмотрели,

Друзья и врачи?!

Я бреду, как в тумане,

Вместо компаса - злость,

Почему, россияне,

Так у нас повелось?!

Только явится парень

Неуемной души

И сгорит, как Гагарин,

И замрет, как Шукшин.

Как Есенин повиснет,

Как Вампилов, нырнет...

Будто кто, поразмыслив,

Стреляет их влет.

До свидания, тезка,

Я пропитан тобой,

Твоей рифмою хлесткой,

Твоей хлесткой судьбой.

Что там я?

Миллионы,

А точнее, народ

Твои песни-знамена

По жизни несет.

Ты был совесть, и смелость,

И личность, и зрелость.

Чтобы там тебе пелось

И, конечно, жилось.

В звоне струн,

В ритме клавиш

Ты навеки речист.

До свиданья, товарищ,

Народный артист.

Станислав ЯНЕНКО

* * *

Слушая нынешних друзей

Алексея Прасолова,

Николая Рубцова,

Владимира Высоцкого.

 

Опять по радио картавит

ценитель и почти что друг.

Акценты новые расставит

(не упустив своих заслуг).

Изысканно и элегантно

помянет, как горька судьба

народных истинных талантов

(и не забудет про себя).

Опустит, правда, время оно,

когда при кресле и правах

усердно возводил препоны

тем, с кем братался на словах.

Привычно. Подло. И не ново.

Когда уже закончен путь,

о светлой памяти Рубцова

и о Высоцком помянуть.

Такие, календарь листая,

не каются. Суди их Бог.

И снова соберутся в стаю,

когда придет другой пророк.

И замолчать его заставят,

с бездарностью поставив в ряд.

А замолчит... Тогда восславят.

И нам, убогим, разъяснят.

 

Сергей КЛЮШНИКОВ

ПАМЯТИ ВЛАДИМИРА ВЫСОЦКОГО

1

Какие страсти ни бушуют,

Какие метлы ни метут,

Умрешь - поплачут, погорюют,

Посмертно переаттестуют

И правду сплетнями прошьют.

Утихнут старые пожары,

Придет другой певец большой,

Не обязательно с гитарой,

Но обязательно с душой.

И что?

Заранее известно,

Он нас не сможет убедить:

“Нельзя отдать всю душу песне

И за черту не заступить”.

2

Не желаю ни ада, ни рая.

Да простит и помилует Бог.

Ни коней, ни обрыва, ни края,

Только гибельный, жуткий восторг.

Напролом - по любым кривотолкам.

Пусть последние струны порвут,

Я уйду с этим диким восторгом...

А черту без меня подведут.

 

Журнал “Барнаул”, № 1, 2003 г.